Совместный проект Музея современной истории России к 100-летнему юбилею и Императорского фарфорового завода к 280-летию открылся 6 сентября в Амурском областном краеведческом музее. Посетители смогут увидеть около 200 произведений, созданных в XX – начале XXI века. Среди них посуда, скульптура, шахматы, предметы декора и агитационный фарфор.
«Выставка «Фарфор и время» вошла план мероприятий, приуроченных к 100-летию Музея современной истории России. Сначала мы провели ее у нас в Музее в Москве. Теперь она отправилась на Дальний Восток. Первые — это вы, Благовещенск, потом она поедет в Комсомольск-на-Амуре, затем в Хабаровск», — рассказала на церемонии открытия главный хранитель Музея современной истории России Валерия Каграманова.
Ведущее место на выставке занимает агитационный и супрематический фарфор. Аналогов этого направления нет ни в одной стране мира. В агитационном фарфоре появляются совершенно новые формы, образы, композиции, сюжеты, цветовые сочетания, отражающие динамику времени. Об этом свидетельствуют работы выдающихся художников – Казимира Малевича, Сергея Чехонина, Николая Суетина, ученицы Малевича Анны Лепорской. На выставке представлены супрематические чашки и чайники, футуристические тарелки с яркими революционными лозунгами, фигурки красноармейцев и буржуев, крестьян и рабочих, фарфоровые шахматы «Красные и белые» скульптора-керамиста Натальи Данько.
Революционную романтику постепенно сменила неоклассика, или «сталинский ампир», – с ясными сюжетами и спокойными строгими линиями. Этот период представлен вазами с портретами политиков и сценами мирной трудовой жизни, скульптурами счастливых пионеров, милиционеров, пограничников. В это время работали художники Галина Столбова, Владимир Богатырёв, Людмила Протопопова, многие другие.
В творчестве фарфористов нашли отражение важные исторические события и явления: Великая Отечественная война, индустриализация, покорение космоса, спорт, технические достижения новейшего времени.
Так, о войне нам рассказывают вазы, тарелки, скульптуры, изображающие военачальников, летчиков, танкистов, партизан; счастливые моменты Победы. Кстати, именно тогда появился знаменитый геометрический узор «кобальтовая сетка», ставший визитной карточкой Императорского фарфорового завода. Придумала его художница Анна Яцкевич в 1944 году, когда фарфоровому заводу исполнилось 200 лет.
Посетители выставки смогут увидеть фарфоровые изделия, на которых в эффектный орнамент превращаются подъемные краны и трактора, самолеты, ракеты и спутники, фигуры лыжников и конькобежцев, а яркие цвета и графичность рисунков символизируют активное движение прогресса.
В экспозиции представлены и совсем недавние произведения, где отражается стремление современных мастеров к поиску новых форм и сюжетов. Отдельный раздел посвящен процессу создания фарфоровых изделий. Он знакомит с основными этапами производства – например, «кобальтовой сетки»; показывает, как выглядит фарфоровая масса, инструменты, заготовки, эскизы.
Выставку можно будет посетить до 23 октября 2024 г.