В Музее современной истории России открылась выставка «Музы непокорённого города». Подготовленная при участии ведущих музеев и архивов страны, она рассказывает о том, как в Ленинграде с первых дней войны деятели искусства делали всё возможное для сохранения культурного наследия. В экспозиции представлено более 350 предметов — как подлинных, так и в мультимедийных форматах. Для посетителей выставка будет работать с 26 января по 7 апреля 2024 г.
Выступая на церемонии открытия, генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова подчеркнула, что в центре внимания выставки — подвиг людей, которые в нечеловеческих условиях продолжали творить, создавать, созидать. «Их деятельность во многом стала залогом несокрушимости невской твердыни. Особенность выставки в том, что, казалось бы, что о тех страшных днях уже все известно, все рассказано. Тем не менее, мы посчитали для себя важным обратить внимание на один очень важный феномен блокадного города – его культуру. Мы рассказываем о писателях, художниках, музыкантах, артистах, о тех, кто продолжал издавать книги, печатать газеты; о музейщиках, которые летом 1941 года спешно упаковывали, прятали уникальные предметы. Благодаря этому, большинство ленинградских музейных фондов было сохранено для потомков», — рассказала Ирина Великанова. Она добавила, что выставка в Музее современной истории России — часть большого просветительского проекта: кроме Москвы, экспозиция будет представлена в Калининграде и Рязани.
«Эта выставка свидетельствует об огромном вкладе, который внесли деятели культуры в сохранение наследия и самой жизни в осажденном Ленинграде, —сказал заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский. — Мы плохо представляем себе, как удалось сохранить храмы и здания в городе. Музейные шпили, которые были хорошими маяками для бомбардировок, нужно было укрыть, замаскировать, и все это делалось руками деятелей культуры и горожан. Эта выставка, с одной стороны, — дань уважения Ленинграду, с другой — историческая память о тех людях, которые в этом городе творили».
Заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Елена Гомонюк отметила, что сейчас сложно представить, как можно было творить и просто выжить в тех условиях. Созданные в блокадное время произведения искусства давали силы ленинградцам, помогали им почувствовать, что жизнь продолжается.
Елена Гомонюк напомнила и о тех деятелях культуры, которые были эвакуированы в начале блокады. Так, балерины Мариинского театра, оказавшиеся в Пензенской области, стали к станкам на суконной фабрике, которая изготовляла ткань для шинелей наших бойцов. И как только блокада была снята, они сразу же вернулись в родной город, чтобы выйти на сцену.
По мнению исполнительного директора Фонда «История Отечества», председателя правления Российского исторического общества Руслана Гагкуева, сложно переоценить роль деятелей культуры, которые помогли городу выстоять. Они хоть ненадолго позволяли своим трудом отвлечься от тяжелейших условий военного быта, помогали найти усилия для той борьбы, для того противостояния врагу, которое жители в эти годы оказывали.
«Вопрос сохранения исторической памяти — это вопрос национальной безопасности, и, в первую очередь, это память о Великой Отечественной войне, поскольку она коснулась практически каждой семьи, — подчеркнула депутат Государственной Думы ФС РФ, ответственный секретарь Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» Елена Цунаева. — Именно сохранением исторической памяти занимались люди в осаждённом Ленинграде».
Эту мысль поддержал председатель Совета отделения Российского исторического общества в Москве, заместитель председателя Московской городской Думы Степан Орлов: «Если мы хотим строить современное, цивилизованное, сильное государство, то мы должны свято хранить и помнить нашу историю, в особенности — такие сложные её страницы».
Генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов рассказал, что у них хранится много материалов, связанных с темой блокады. Среди них — партитура знаменитой Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, представленная на выставке. По его словам, когда в августе 1942 года в Ленинградской филармонии организовывался концерт, где должна была исполняться эта симфония, музыкантов в оркестр собирали по всем фронтам. В зале не хватало мест, и люди стояли рядом с филармонией, на площади Искусств, где были репродукторы. Линия фронта проходила менее, чем в 20 километрах от этого места, и симфония слышна была по обе стороны фронта. Один из немецких генералов сказал, что народ, который создает и слушает такую музыку, победить невозможно.