Экспонаты выставки из фондов Музея современной истории России отражают один из самых интересных периодов советского изобразительного искусства и составляют своеобразную художественную летопись сложной и противоречивой эпохи. В экспозиции представлены работы признанных мастеров советской школы живописи: Исаака Бродского, Константина Богаевского, Александра и Сергея Герасимовых, Ильи Машкова, Игоря Грабаря, Митрофана Грекова, Бориса Иогансона, Аристарха Лентулова.
Начавшийся в конце ХIХ века поиск новых сюжетов в изобразительном искусстве, актуальных образных и художественных решений, привел к расцвету стилевого многообразия, созданию многочисленных творческих групп. Революция 1917 года ускорила эти процессы, но уже под лозунгом формирования нового пролетарского искусства. В начале 1930-х годов был провозглашён единый советский художественный стиль – «социалистический реализм».
Соцреализм легко узнаваем: основные его темы – счастливые труженики, индустриальные пейзажи, плодородные земли колхозов, первомайские марши, пионеры и спортсмены. Этот художественный стиль представлял жизнь в СССР так, как будто в стране уже наступила светлая эра коммунизма.
В середине 1920-х годов был объявлен курс на индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства. Началось невиданное по масштабам промышленное строительство. Тема индустрии, нового колхозного быта становится преобладающей и в советском искусстве. Она отражена, например, на картинах Константина Богаевского «Днепрострой» и Петра Котова «Ударники колхоза в обеденный перерыв». В этот период формируются основные жанры советской живописи: портрет (индивидуальный и групповой), историко-революционный жанр, а также так называемый «индустриальный пейзаж».
Особый раздел выставки напоминает нам о страшных и героических событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, о тяжелом периоде восстановления народного хозяйства после её окончания. К нему относятся картины Сергея Герасимова «Мать партизана», Александра Максименко «Хозяева земли». Работы советских художников 1920-1950-х гг. пропитаны духом эпохи: они передают всю грандиозность и величественность социалистических преобразований, наполняя сердца зрителей гордостью и оптимизмом.