Территория мемориального комплекса открыта для осмотра ежедневно – с 9.00 до 21.00 (вход посетителей свободный), экспозиции и выставки работают с 9.00 до 17.30. Продажа билетов прекращается за 30 минут до закрытия.
Выставка приурочена к 105-летию окончания Первой мировой войны. На ней представлены графические работы 1914-1918 гг. из собрания Музея современной истории России, в числе которых картины художников, ушедших в действующую армию и работавших в качестве военных корреспондентов. Это серии военных пейзажей, бытовые зарисовки, а также уникальные сатирические работы Дмитрия Моора, Виктора Дени и других мастеров, исполненные в разных техниках.
Патриотический подъем первых месяцев войны захватил все слои населения страны, в том числе художественную интеллигенцию. Выполняя задачу «духовной мобилизации», художники разных направлений и стилей отражали в своем творчестве военные события. Они старались как можно точнее передать подробности военного быта, портретные черты, особенности характеров.
В условиях тотального противостояния враждующие стороны «мобилизовали» искусство сатирической графики. На отечественную сатиру сильно влияла образная система народного лубка – с присущим ему доходчивым юмором, комплексом привычных для широких масс символов и знаков, с традиционными сюжетными и композиционными приемами. Так, работа Петра Алякринского «Кавалерия не унывает», иллюстрирующая сообщения о недостатке лошадей в германской армии, напоминает русский лубок 1812 г. «Французская кавалерия, потерявшая своих лошадей».
Серьезное влияние на сатирическую графику оказывала литературоцентричность русской культуры, обращающая художников к заимствованию сюжетов из отечественного и мирового литературного наследия. Так, за основу работы Дмитрия Моора «Из жизни животных» взят сюжет басни «Лиса и виноград» Лафонтена, а император Франц Иосиф в произведении неизвестного художника выступает в роли Фирса из чеховского «Вишневого сада».
В противовес положительным героям карикатур, олицетворявшим Россию и ее союзников, основной мишенью сатирической пропаганды стали политические и военные деятели стран-противников. Германский кайзер Вильгельм II – наиболее популярный персонаж карикатурных обращений. Обычно он предстает «всемирным сумасшедшим»: именно на него переносятся всевозможные негативные стереотипы. Реже встречаются изображения австрийского императора Франца Иосифа. Широкая палитра выразительных средств – от тонкой иронии до черного юмора – позволяет проследить трансформацию образа врага в военной карикатуре.