Tue, Wed, Fri, Sat from 10:00 to 20:00, Thu from 11:00 to 21:00,
Mon – closed
Представленные на выставке графические работы из собрания Музея современной истории России созданы непосредственно в военное время и являются художественным свидетельством тех лет, отражая оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге и, наконец, взятие Берлина.
Художники работали в дивизионных корпусных и фронтовых изданиях, в партизанских отрядах, на передовой, в осаждённых городах. В тяжёлых военных условиях особое место благодаря своей специфике занимает графическое искусство. Своеобразной формой агитации стали фронтовые репортажи, натурные зарисовки художников-очевидцев и высмеивающая врага сатирическая графика.
Выполненные на вырванных из тетрадей листках, в блокнотах и на бланках, на оборотных сторонах афиш, даже на линолеуме и рентгеновских снимках, подобные наброски передают атмосферу, в которой творили художники. Наброски стали основным видом графики: их публиковали в различных изданиях, на их основе затем писали живописные полотна и плакаты.
Среди авторов работ, представленных на выставке, есть имена, уже ставшие культовыми к тому времени: это Александр Дейнека, Анна Остроумова-Лебедева, Борис Ефимов, Кукрыниксы; есть и начинающие, молодые художники: Владимир Богаткин, Илья Кричевский, Василий Медведев. Всех объединяло стремление запечатлеть героизм и стойкость советских людей.
Художники-блокадники Анна Остроумова-Лебедева и Александр Блэк в своеобразных городских пейзажах запечатлели подвиг выносливости, жизненной стойкости и человечности защитников и жителей блокадного Ленинграда. После коренного перелома в Великой Отечественной войне в графическом искусстве происходит расширение сюжетно-тематического диапазона, отражающего радость освобождения. Возрастает роль портретного жанра, центральным объектом которого становится солдат-победитель.
Лучшее свидетельство силы фронтовой сатиры — работы художника-карикатуриста Бориса Ефимова, который даже «удостоился чести» попасть в список личных врагов Гитлера. В этом жанре трудились также Кукрыниксы, Николай Долгоруков, Георгий Луцкий, персонажами в их карикатурах были как рядовые нацисты, так и высшее начальство во главе с фюрером. На Нюрнбергском процессе в 1946 году рисунки бойца Красной армии Зиновия Толкачёва, посвящённые преступлениям гитлеровцев в концентрационных лагерях, были представлены в качестве свидетельств.
Работы фронтовых художников стали символами событий войны, документом, способным донести до новых поколений память о страшной трагедии и героическом подвиге народа, спасшего Родину и победившего в войне с нацизмом.