18.04.2023 — 21.05.2023
Buy ticket
18.04.2023 — 21.05.2023
400 / 200 / 0 ₽
Tverskaya 21, Moscow

Tue, Wed, Fri, Sat from 10:00 to 20:00, Thu from 11:00 to 21:00,

Mon – closed

Представленные на выставке графические работы из собрания Музея современной истории России созданы непосредственно в военное время и являются художественным свидетельством тех лет, отражая оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге и, наконец, взятие Берлина.

Художники работали в дивизионных корпусных и фронтовых изданиях, в партизанских отрядах, на передовой, в осаждённых городах. В тяжёлых военных условиях особое место благодаря своей специфике занимает графическое искусство. Своеобразной формой агитации стали фронтовые репортажи, натурные зарисовки художников-­очевидцев и высмеивающая врага сатирическая графика.

Выполненные на вырванных из тетрадей листках, в блокнотах и на бланках, на оборотных сторонах афиш, даже на линолеуме и рентгеновских снимках, подобные наброски передают атмосферу, в которой творили художники. Наброски стали основным видом графики: их публиковали в различных изданиях, на их основе затем писали живописные полотна и плакаты.

Среди авторов работ, представленных на выставке, есть имена, уже ставшие культовыми к тому времени: это Александр Дейнека, Анна Остроумова­-Лебедева, Борис Ефимов, Кукрыниксы; есть и начинающие, молодые художники: Владимир Богаткин, Илья Кричевский, Василий Медведев. Всех объединяло стремление запечатлеть героизм и стойкость советских людей.

Художники-­блокадники Анна Остроумова­-Лебедева и Александр Блэк в своеобразных городских пейзажах запечатлели подвиг выносливости, жизненной стойкости и человечности защитников и жителей блокадного Ленинграда. После коренного перелома в Великой Отечественной войне в графическом искусстве происходит расширение сюжетно-­тематического диапазона, отражающего радость освобождения. Возрастает роль портретного жанра, центральным объектом которого становится солдат­-победитель.

Лучшее свидетельство силы фронтовой сатиры — работы художника­-карикатуриста Бориса Ефимова, который даже «удостоился чести» попасть в список личных врагов Гитлера. В этом жанре трудились также Кукрыниксы, Николай Долгоруков, Георгий Луцкий, персонажами в их карикатурах были как рядовые нацисты, так и высшее начальство во главе с фюрером. На Нюрнбергском процессе в 1946 году рисунки бойца Красной армии Зиновия Толкачёва, посвящённые преступлениям гитлеровцев в концентрационных лагерях, были представлены в качестве свидетельств.

Работы фронтовых художников стали символами событий войны, документом, способным донести до новых поколений память о страшной трагедии и героическом подвиге народа, спасшего Родину и победившего в войне с нацизмом.