Tue, Wed, Fri, Sun from 11:00 to 19:00,
Thurs and Sat from 11:00 to 20:00, Mon – closed
Выставка приурочена к Дню Учителя и посвящена отечественным педагогам-новаторам. Подлинные предметы из фондового собрания музея рассказывают о выдающихся отечественных педагогах и их новых прогрессивных методах обучения и воспитания школьников, благодаря которым значительно повысился уровень среднего образования не только в России, но и во многих странах мира. Значительная часть музейных предметов демонстрируется впервые.
Гости музея смогут увидеть фотографии, документы, значки, открытки, грамоты, а также тетради, ручки, книги, имеющие отношение или принадлежавшие пионерам отечественной педагогики. Одним из первых создателей школы нового типа после Октябрьской революции стал Пантелеймон Лепешинский, летом – осенью 1918 года он основал и возглавил первую советскую опытно-показательную трудовую школу-коммуну в селе Литвиновичи Гомельской губернии. Заметное влияние на становление отечественной педагогической науки в 1920-е гг. оказал Павел Блонский, в работе «Трудовая школа» он сформулировал принципы, раскрывающие связь трудового обучения с общим образованием, образования с современным состоянием науки, уважение к личности ребенка, разностороннее умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей.
Самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века стал Антон Макаренко, который с 1921 по 1935 год возглавлял колонии им. Горького и им. Дзержинского для трудных подростков под Полтавой на Украине. На основе этого опыта он написал несколько художественных и педагогических произведений о воспитании ребенка. Важнейшей в педагогической теории Макаренко является идея коллектива на основах совместной трудовой деятельности, элементов самоуправления, сплоченности, взаимного уважения и взаимовыручки.
Новый взлет советской педагогики происходит в 1960-70-е гг. и связан с именем Василия Сухомлинского, проработавшего 33 года директором Павлышской средней школы. В школе была разработана комплексная программа «воспитания красотой», основой которой стало эстетическое обучение школьников. Разработавший оригинальную систему интенсивного образования донецкий учитель Виктор Шаталов создал авторские учебные пособия - программный материал в вербально-графической форме ориентирован прежде всего на развитие творческого мышления школьников. Данная система эффективно применяется и сегодня, особенно на онлайн-курсах.