More news
31.03.2021 — 24.07.2021
Buy ticket
31.03.2021 — 24.07.2021
260 / 130 ₽

вт–вс с 11:00 до 19:00, сб до 20:00, чт с 12:00 до 21:00, пн — выходной

In the history of the twentieth century, there are very few political figures comparable in scale to the personality of Lenin. The past century has become the era of the masses - mass culture, propaganda, events, wars, economics, media. Under these conditions, personalities who came to the forefront of history received an unprecedented resource of recognition due to the replication of their ideas, images and actions. The author of the socialist revolution in one of the world largest states - Russia, and he himself used all possible ways to convey the ideas of the revolution, the ideas of a new life to as many potential supporters as possible, or those who are now commonly called the target audience.

The image of Lenin as the leader of the socialist revolution in Russia was formed in art during the lifetime of the leader of the Bolsheviks. Already in the early 1920s, his lifetime portraits appeared (works by N. Altman, N. Andreev), which became the basis of iconography. Agitprop and poster art are becoming another important visual story. It was important for the young Soviet Republic to be able to explain simply and quickly who Lenin was and what was happening in the country.

More info

После смерти В. И. Ленина (1924) руководством страны был взят курс на канонизацию образа вождя. И здесь выявились два основных направления, первое из которых можно охарактеризовать как «один из нас», а второе — как «сверхчеловек». Появившиеся Институт Ленина, музеи, мемориальные места послужили основой для большого явления в советской культуре — ленинианы. Стали появляться портреты В. И. Ленина, основанные на понятных для большинства граждан Советской Республики элементах иконописи и напоминающие иконы. Спаситель трудового народа от «оков эксплуататорского класса» должен был одновременно быть похожим на Спасителя с икон, на нового мессию.

В 1930-х, одновременно с формированием культа личности Сталина, формируется культ Ленина: вождь революции наделяется строго ограниченным набором качеств, которые и должны найти отражение в художественных работах. Ленин становится «добрым дедушкой», указывающим в светлое будущее вождём революции, при этом он абсолютно лишён права на ошибки, сомнения, противоречия. Образ вождя должен был пронизывать весь визуальный мир советского человека. Он стал своего рода отсчётом морально-нравственной системы ценностей.

Изменение прочтения образа Ленина в советском искусстве наступает одновременно с началом хрущёвской оттепели. Полёт первого человека в космос, достижения советского строя — всё связывается с именем Ленина, осуществляется «по заветам Ильича». Художники возвращаются к личности Ленина и пытаются очистить образ от наносного окультуривания. В кинематографе появляются такие картины, как «Аппассионата» (1963), «Шестое июля» (1968), в которых Владимир Ильич предстаёт человеком, обладавшим обычными качествами — сомневающимся и в то же время жёстким, лиричным и одновременно решительным.

Этот «ленинский ренессанс» продлился совсем недолго. Его окончание связано и с переменой политического курса при новом руководителе страны Л. И. Брежневе и с пришедшим юбилеем — 100-летием со дня рождения В. И. Ленина (1970). Масштаб подготовки к празднованию был настолько грандиозным, что привёл к эффекту (обратному от задуманного) перенасыщения. Ленин в массовом сознании перестал обладать чертами жившего человека, он превратился в навязчивую обыденную картинку.

С приходом перестройки (вторая половина 1980-х) образ Ленина снова был поднят на знамя инициаторами реформ, однако подвергся самым серьёзным испытаниям. Гласность открыла возможность публиковать материалы, ранее не пропускаемые идеологическими структурами и цензурой, — как следствие, появились альтернативные точки зрения на личность вождя. Вместе с распадом СССР распался и монолитный образ его создателя. В массмедиа стали появляться фотографии Владимира Ильича во время тяжёлой болезни, а в массовой культуре образ Ленина стали наделять комичными характеристиками.

Выставка «Масштаб Ленина» ни в коей мере не ставила своей целью оценить в буквальном смысле масштаб личности лидера большевиков. Мы показываем штрихи линейки его образов, в том числе выходящих за рамки общепринятых. Маршрут выставки проходит через основную экспозицию «История российской повседневности. ХХ век», знакомя с образами вождя в реконструкции исторических интерьеров.

Reduce