Все новости
31.03.2021 — 24.07.2021
Купить билет
31.03.2021 — 24.07.2021
260 / 130 ₽
Стоимость посещения

вт–вс с 11:00 до 19:00, сб до 20:00, чт с 12:00 до 21:00, пн — выходной

В истории ХХ века очень мало политических деятелей, сопоставимых по масштабу с личностью Ленина. Прошлое столетие стало эпохой масс — массовой культуры, пропаганды, событий, войн, экономики, медиа. В этих условиях персоналии, выходившие на авансцену истории, получали невиданный прежде ресурс узнаваемости за счёт тиражирования их идей, образов и поступков. Автор социалистической революции в одном из самых больших государств ХХ века — России и сам пользовался всеми возможными способами донести идеи революции, идеи новой жизни до как можно большего числа потенциальных сторонников, или тех, кого сейчас принято называть целевой аудиторией.

Образ Ленина как вождя социалистической революции в России сложился в искусстве ещё при жизни лидера большевиков. Уже в начале 1920-х годов появляются прижизненные его портреты (работы Н. Альтмана, Н. Андреева), ставшие основой иконографии. Другой важной визуальной историей становятся агитпроп и плакатное искусство. Для молодой Советской Республики важно было суметь просто и быстро объяснить, кто такой Ленин и что происходит в стране.

Подробнее

После смерти В. И. Ленина (1924) руководством страны был взят курс на канонизацию образа вождя. И здесь выявились два основных направления, первое из которых можно охарактеризовать как «один из нас», а второе — как «сверхчеловек». Появившиеся Институт Ленина, музеи, мемориальные места послужили основой для большого явления в советской культуре — ленинианы. Стали появляться портреты В. И. Ленина, основанные на понятных для большинства граждан Советской Республики элементах иконописи и напоминающие иконы. Спаситель трудового народа от «оков эксплуататорского класса» должен был одновременно быть похожим на Спасителя с икон, на нового мессию.

В 1930-х, одновременно с формированием культа личности Сталина, формируется культ Ленина: вождь революции наделяется строго ограниченным набором качеств, которые и должны найти отражение в художественных работах. Ленин становится «добрым дедушкой», указывающим в светлое будущее вождём революции, при этом он абсолютно лишён права на ошибки, сомнения, противоречия. Образ вождя должен был пронизывать весь визуальный мир советского человека. Он стал своего рода отсчётом морально-нравственной системы ценностей.

Изменение прочтения образа Ленина в советском искусстве наступает одновременно с началом хрущёвской оттепели. Полёт первого человека в космос, достижения советского строя — всё связывается с именем Ленина, осуществляется «по заветам Ильича». Художники возвращаются к личности Ленина и пытаются очистить образ от наносного окультуривания. В кинематографе появляются такие картины, как «Аппассионата» (1963), «Шестое июля» (1968), в которых Владимир Ильич предстаёт человеком, обладавшим обычными качествами — сомневающимся и в то же время жёстким, лиричным и одновременно решительным.

Этот «ленинский ренессанс» продлился совсем недолго. Его окончание связано и с переменой политического курса при новом руководителе страны Л. И. Брежневе и с пришедшим юбилеем — 100-летием со дня рождения В. И. Ленина (1970). Масштаб подготовки к празднованию был настолько грандиозным, что привёл к эффекту (обратному от задуманного) перенасыщения. Ленин в массовом сознании перестал обладать чертами жившего человека, он превратился в навязчивую обыденную картинку.

С приходом перестройки (вторая половина 1980-х) образ Ленина снова был поднят на знамя инициаторами реформ, однако подвергся самым серьёзным испытаниям. Гласность открыла возможность публиковать материалы, ранее не пропускаемые идеологическими структурами и цензурой, — как следствие, появились альтернативные точки зрения на личность вождя. Вместе с распадом СССР распался и монолитный образ его создателя. В массмедиа стали появляться фотографии Владимира Ильича во время тяжёлой болезни, а в массовой культуре образ Ленина стали наделять комичными характеристиками.

Выставка «Масштаб Ленина» ни в коей мере не ставила своей целью оценить в буквальном смысле масштаб личности лидера большевиков. Мы показываем штрихи линейки его образов, в том числе выходящих за рамки общепринятых. Маршрут выставки проходит через основную экспозицию «История российской повседневности. ХХ век», знакомя с образами вождя в реконструкции исторических интерьеров.

Свернуть